Russian English German French




Александр Борисович Шалов (1927-2001)

30 ноября 2001 года в Санкт-Петербурге ушел из жизни один из самых прославленных музыкантов России, пропагандист отечественной культуры Александр Борисович Шалов.
    В жизни петербургской исполнительской школы дописана еще одна страница истории, связанная с поколением, заложившим основу высшего музыкального образования по народным инструментам в Ленинградской (Санкт-Петербургской) консерватории. Три самых известных петербургских музыканта - народника: Петр Иванович Говорушко, Иван Иванович Шитенков и Александр Борисович Шалов покинули нас в последние годы.
    Неповторимый талант Александра Борисовича Шалова поставил его в первый ряд прославленных музыкантов России. Имя его пользовалось огромной известностью и уважением, прежде всего, как автора выдающихся обработок русских народных песен и романсов. Их популярность шла от необыкновенной сердечности, глубины ощущения русского мелоса, естественности звучания балалайки. Слушая обработки А. Шалова, не перестаешь поражаться, сколько удивительных образов рождается от талантливого прикосновения к такому на первый взгляд бесхитростному инструменту, как балалайка. Его лучшие обработки - это лирические, протяжные русские песни, городской романс: - "Винят меня в народе", "Не корите меня, не браните", "Кольцо души-девицы", "Ах, не лист осенний". Звучание балалайки в них обладает замечательным свойством вызывать душевный отклик в сердцах слушающих ее, и в тоже время, она всегда неожиданна в свежести интонации гармонии, восхитительном плетении голосов. Обработкам А.Б. Шалова, этим концертным фантазиям для балалайки присущи, как теплота и душевность, так и изысканная салонность, наряду с академизмом и эмоциональной сдержанностью. Этим качествам музыкального мышления способствовали его окружение и учителя: Павел Иванович Нечепоренко в музыкальном училище им. М.П. Мусоргского, где с 1947 года учился Александр Шалов, а также Борис Сергеевич Трояновский, которому П. Нечепоренко показывал своих учеников - А. Шалова и Л. Самсонова-Роговицкого. А. Шалов вспоминает: "мы частенько бывали у Б.С. Трояновского, сердитый, молчаливый старик, я для него играл "Испанский танец" Де Фальи. Мы приходили, чтобы увидеть Б. Трояновского, для нас это было недосягаемое счастье". Учителями А. Шалова в институте им. Гнесиных были Александр Сергеевич Илюхин и Михаил Федорович Рожков. С 1949 года А.Б.Шалов - музыкант оркестра им. Андреева, куда он пришел по приглашению дирижера Авенира Васильевича Михайлова, который и вдохновил его на обработку русской народной песни "Что-то звон". Она стала первым оркестровым опусом А.Б. Шалова. Александр Борисович рассказывает: "Я сам сделал инструментовку и расписал партии. Страшно волновался, что моя музыка звучала, а оркестр тепло воспринял это произведение. По этому так неожиданно для меня было предложение заполнить документы на получение еще и гонорара".
    В оркестре им. В.В. Андреева зародился дуэт балалаек А. Шалов и Л. Самсонов-Роговицкий, и именно для него А. Шалов стал создавать репертуар и писать свои новые сочинения. Почти два десятилетия вел активную творческую жизнь дуэт балалаек, выступая с оркестром им. В. Андреева на самых престижных концертных площадках Ленинграда. Сохранились записи на радио, телевидении, пластинка. Дуэт распался после кончины Л. Самсонова-Роговицкого. А. Шалов в одной из бесед сказал: "Я пробовал играть с другими музыкантами, но радости совместного музицирования уже не получалось". В начале 70-х годов А. Шалов участвует как солист, в премьере "Праздничной музыки для балалайки, ложек и симфонического оркестра" С.М. Слонимского, затем это сочинение неоднократно и с большим успехом исполнял ученик А.Б. Шалова Михаил Данилов.
    Сорок лет отдал Александр Борисович Шалов педагогической работе в Ленинградской консерватории, куда он был приглашен в 1960 году на создававшуюся кафедру русских народных инструментов, которая стала для него главным делом всей творческой жизни. Заведующий кафедрой, Заслуженный деятель искусств России, профессор - все это будет потом, а тогда - создание учебного плана, методических разработок, учебных программ - все это происходило при активном участии Александра Борисовича. Итогом исполнительского и педагогического опыта стала его книга "Основы игры на балалайке. Методические записки", вышедшая в 1970 году и задуманная как учебное пособие для преподавателей. Сам А. Шалов говорил, что он "отдал этой работе над книгой три года, и в ней были раскрыты тонкости игры на балалайке".
    За четыре десятилетия А.Б. Шаловым воспитано немало талантливых музыкантов, это признанные мастера и артисты, работающие по всей России и за рубежом. В одной из радиопередач он перечислил их имена: Павел Забродин, Михаил Бурдин, Михаил Данилов, Александр Денисенко, Михаил Сенчуров, и многие другие. Есть среди них Заслуженные артисты России, профессора и доценты, лауреаты конкурсов всех рангов.
    Среди любимых учеников профессора А.Б. Шалова были Заслуженные артисты России, в разные годы заведующие кафедрой народных инструментов Петербургской консерватории Михаил Данилов и Михаил Сенчуров - талантливые балалаечники и неподражаемые исполнители обработок своего учителя.
    "Михаил Данилов - творческий, одаренный музыкант эстрадного плана. Обладал бесподобным звуком на тремоло и вибрато",- так говорил о нем А. Шалов. В его исполнении "Темно-вишневая шаль", "Не корите меня, не браните", "Гори, гори, моя звезда" вызывали похвалу Учителя. А про Михаила Сенчурова А. Б. Шалов говорил: " Он один из лучших исполнителей моих обработок, академист с большой буквы". М. Сенчуров был первым исполнителем многих обработок А. Шалова: "В деревне было Ольховке", "Уж я ли молода", а также цикла из девяти пьес "Аленкины игрушки" с оркестром им. В. Андреева.
    Творческим достижением Александра Шалова стал ансамбль "Русская балалайка", созданный им в конце 60-х годов из учеников класса в консерватории. Эта работа стала продолжением ансамблевого творчества А.Б. Шалова, были созданы новые композиции, а результатом всего стала вышедшая пластинка ансамбля "Русская балалайка" и присвоение ансамблю звания Дипломанта Всероссийского конкурса артистов эстрады.
    Имя Александра Шалова очень популярно за рубежом в тех странах, где есть исполнители на русских народных инструментах, где звучит балалайка и русская музыка. Его 60-летний юбилей отмечали в балалаечном оркестре в Японии в городе Токио. Фотографию японского балалаечного оркестра с плакатом "Шалову-60 лет" как-то привез ему Михаил Данилов. А сам он перечисляет имена зарубежных исполнителей, которые консультировались у профессора А. Шалова, были с ним в дружеских отношениях: "Это Цутома Китагава (Япония), Бибс Эккель(Англия), Николай Кедров, Михаил Макаренко, Георгий Свистунов(Франция), Николай Цветнов (Швеция), Анреас Гердт (Германия).
    Последние годы жизни Александра Борисовича были отмечены особым вниманием к фигуре этого выдающегося музыканта. Его постоянно приглашали на роль председателя и члена жюри различных всероссийских и международных конкурсов.
    Праздничными концертами был отмечен его 70-летний юбилей, а на петербургском радио была подготовлена целая серия (из девяти передач, редактор - И. Смирнова), которые шли в течение года. Материалы интервью используются в тексте данной статьи.
    Мне приходилось не единожды наблюдать, как вставал зал, приветствуя петербургского патриарха балалайки.
    Очень трогательное внимание оказали ему французские исполнители на балалайке Михаил Макаренко и Генеральный консул республики Франция в Санкт-Петербурге господин А. Кельчевский, пригласив его с дочерью погостить во Франции. О времени, проведенном во Франции, Александр Борисович рассказывал с особой теплотой и доброй улыбкой. И было радостно видеть, что его труды, отданные своему любимому музыкальному инструменту, рыцарское служение русской народной музыке принесло А.Б. Шалову всемирную славу и снискало любовь тысяч слушателей.
    Общественным признанием заслуг Александра Борисовича Шалова стало присуждение ему звания Лауреата "Золотой книги Санкт-Петербурга" за вклад в сохранение и приумножение культуры народа.
    Александр Борисович Шалов - крупная личность, талантливый во всем - и в области общения, и сфере музыкальной общественной деятельности.
    А для нас петербуржцев, как завещание звучат его слова, сказанные после одного из концертов в Капелле. Проезжая по Миллионной улице, он полусерьезно, полушутя сказал, показывая на один из домов: - "До войны мы долго жили в этом доме, здесь должна быть мемориальная доска". Так, наверное, и должно быть.
   
    Профессор Санкт-Петербургского Государственного Университета культуры и искусств, Заслуженный деятель культуры РФ, В.И. Акулович

Новости
О коллективе
Художест-
венный руководитель
Фотоальбом
Репертуар
и инструменты
Хронология
творчества
Контакты и
дискография
коллектива
Видеозаписи




Copyright "Скоморохи", 2002 год. Designed & WebMastering by
Блум Станислав