Василий Васильевич Андреев - создатель оркестра русских народных
инструментов
Андреев Василий Васильевич (3/15.I.1861, Бежецк, Тверской губернии -26.XII.1918,
Петроград) - виртуоз игры на балалайке, создатель первого оркестра русских
народных инструментов, композитор, дирижер. Воспитанием сына после смерти отца
(1863), занималась мать - Софья Михайловна Веселаго (1835-1922),
представительница дворянского рода. В 1872 семья переехала в Царское село, с
1876 в Петербург, в квартиру на Большой Московской улице. 14 лет от роду играл
самоучкой на 12 музыкальных инструментах, знал десятки русских песен и пословиц.
Увлекался театром, постоянно бывал на спектаклях Александринского театра. Владел
французским и немецким языками. С 1879 по 1882 занимался по скрипке у Н. В.
Галкина (1850-1906), впоследствии профессора Петербургской консерватории,
ученика Л. С. Ауэра. Летом 1883 в сельце Марьино впервые увидел в руках Антипа
Васильева балалайку и увлекся ею. Встретился с тверским виртуозом-балалаечником
А. С. Паскиным, который помог овладеть новыми приемами игры и заказать у
местного столяра Антонова балалайку улучшенного качества. Выступает с ней в
любительских концертах. Первое документально подтвержденное выступление 26 июля
1884 в Самаре, на даче Е. Н. Аннаева. Усовершенствует и совместно с
Петербургским скрипичным мастером В. В. Ивановым к весне 1886 создает первую
концертную балалайку с пятью врезными ладами, жильными струнами, корпусом из
гулкого горного клена и грифом из черного дерева. Первые выступления В. В.
Андреева на балалайке в Петербурге состоялись 21 ноября и 9 декабря 1886 в
Концертном зале Павловой (Троицкая ул., д.13), 23 декабря в зале Благородного
собрания. Они имели большой общественный резонанс и способствовали популярности
балалайки. 27 февраля 1887 В. В. Андреев играет во дворце принца А. П.
Ольденбургского в "высочайшем присутствии" Александра III. По чертежам В. В.
Андреева петербургский музыкальный мастер Ф. С. Пасербский создает хроматическую
балалайку приму и ее разновидности - альт, пикколо, бас, позднее - контрабас. На
концертах с февраля 1887 по июль 1892 В. В. Андреев играет на крошечной гармошке
- "черепашке". Имя В.В. Андреева все чаще мелькает в светской хронике, о нем
пишут как о живой достопримечательности Петербурга. "Петербургское веселящееся
общество носит на руках этого баловня природы, и барышни буквально тают при виде
элегантного молодого человека с "интересным" бледно-матовым лицом и с усами a la
cocnon irritte (фр. "как у разъяренного быка", т. е. "кончиками вверх"). На днях
он произвел фурор на одном из последних великосветских раутов". (Петербургский
листок // 1887, 20 марта). В июне 1887 в Петербурге издан первый самоучитель:
"Школа для балалайки. Составил П. К. Селиверстов при участии известного артиста
игры на балалайке В. В. Андреева с приложением песен, исполненных им в
концерте". Осенью 1887 В. В. Андреев организует кружок любителей балалайки, а
затем в Соляном городке в Петербурге в помещении Педагогического музея
(Пантелеймоновская ул., д. 2) открывает классы обучения игре на балалайке. В
процессе первых педагогических опытов и совместной игры с учениками обучение
велось без нот, по слуху, "с рук". В кружок записались многие молодые люди из
различных слоев лучшего петербургского общества, не исключая несколько
высокопоставленных особ. ("Мимоходом" // Петербургский листок. 1888, № 77). 20
марта 1888 в петербургском зале Городского кредитного общества (пл.
Александринского театра, ныне пл. Островского, д. 7) состоялось триумфальное
выступление Кружка балалаечников, ставшее днем рождения оркестра русских
народных инструментов. Восемь петербургских музыкантов: В. В. Андреев, А. А.
Волков, В. А. Панченко, А. В. Паригорин, Ф. Е. Рейнеке, А. Ф. Соловьев, Д.Д.
Федоров, Н. П. Штибер исполнили обработки русских народных песен, а В. В.
Андреев исполнил "Марш для балалайки и фортепиано" собственного сочинения. С
каждым новым концертом В. В. Андреева и его кружка рос интерес петербургской
публики к воссозданному самобытному инструменту, который в руках В. В. Андреева
превращался в музыкальное чудо. После сентябрьских концертов 1889 в Русском
павильоне на Всемирной выставке в Париже о деятельности В. В. Андреева стали
говорить как о художественном явлении в русской музыкальной культуре XIX века. В
1889, по приглашению известного нотоиздателя М. П. Беляева кружок балалаечников
играет в его доме по Николаевской улице на знаменитых "беляевских пятницах" в
присутствии П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Глазунова, А. К.
Лядова, В. В. Стасова, А. В. Вержбиловича, братьев Ф. М. и С. М. Блуменфельдов.
В этом же году состоялась первая концертная поездка по России. На концерте в
Тифлисе А. Г. Рубинштейн отметил заслуги В. В. Андреева, как внесшего новый
элемент в музыкальную культуру. Несмотря на успех, В. В. Андреев понимает, что
пропаганда русской народной музыки связана с уровнем исполнительского мастерства
кружков. Он привлекает к своей работе студентов и выпускников Петербургской
консерватории, известных музыкантов Н. П. Фомина (1864-1943), В. Т. Насонова
(1861-1918), Ф.А. Нимана (1860-1936), Н. И. Привалова (1868-1928), которые
становятся ближайшими его сподвижниками в создании оркестра народных
инструментов. В зале Педагогического музея 22 января 1895 в концерте "кружка"
принял участие Ф. И. Шаляпин, его первая встреча с В. В. Андреевым состоялась 31
июля 1888 на концерте в Нижнем Новгороде. Эта дружба на протяжении тридцати лет
содействовала творческому взаимообогащению музыкантов. В. В. Андреев не только
учил Ф. И. Шаляпина правилам "хорошего тона", "уговорил остричь длинные
певческие волосы, научил прилично одеваться", о чем вспоминал сам Ф. И. Шаляпин,
но и познакомил его с М. В. Дальским, Т. И. Филипповым, содействовал встрече с
дирижером Мариинского театра Э. Ф. Направником. Первые выступления Ф. И.
Шаляпина за рубежом прошли в концертах оркестра В. В. Андреева в Париже в 1900.
С 1891 по приглашению князя М. С. Путятина В. В. Андреев начинает вести обучение
нижних чинов в шести полках гвардейских частей Петербургского гарнизона. Первый
оркестр балалаечников был организован в Сводно-Пехотно-Новочеркасском полку.
Бескорыстно работая в войсках гвардии, В. В. Андрееву пришлось заложить имение,
переехать из квартиры в двадцатирублевую мебелированную комнату (ЦГАЛИ, ф. 695,
оп.1, ед. хр. 5). В сентябре 1897 правительственным распоряжением учрежден штат
из одиннадцати преподавателей народной музыки, которые вели обучение в
шестнадцати полках. Число обучающихся игре на балалайке достигало шестисот
человек в год. Через обучение прошли многие тысячи балалаечников-солдат. С 1898
по 1914 "хор балалаечников" из солдат под управлением В. В. Андреева участвует в
ежегодных концертах Петербургского гарнизона, проходивших на сцене Мариинского
театра под патронажем царской семьи. Число участников "хора" в разные годы от
150 до 300 человек. В 1896 В. В. Андреев, совместно с Н. П. Фоминым и мастером
С. И. Налимовым разрабатывает разновидности домры - малую, альтовую, басовую. С
концертов 23 ноября 1896 в зале Кредитного общества и 11 января 1897 - кружок
балалаечников переименовывается в Великорусский оркестр. С 1897 В. В. Андреев, в
связи с увеличением состава музыкантов начинает дирижировать оркестром. На
протяжении двух десятилетий в качестве дирижера проводил все концерты оркестра.
"Чрезвычайно пластична его манера дирижировать, чуждая какой-либо аффектации, но
исполненная выразительности, самообладания и повелевающего темперамента".
(Варшавский дневник // 1913, №258, 17 октября). После юбилейного концерта,
который состоялся 22 марта 1898 в зале Дворянского собрания, 18 апреля 1898 В.
В. Андрееву был пожалован орден Святого Станислава 3-ей степени и пожизненная
пенсия "за труды и заслуги по усовершенствованию древнерусских инструментов". В
эти годы петербургские критики В. В. Бессель, П. П. Веймарн, М. М. Иванов, Н. Ф.
Финдейзен выступили в прессе с жесточайшими нападками на идею В. В. Андреева
усовершенствования народных инструментов и созданного им оркестра. Но у В. В.
Андреева появляется все больше друзей и почитателей среди известных
петербургских певцов и драматических актеров. Наряду с Ф. И. Шаляпиным это М. В.
Дальский, Н. Н. Фигнер, К. А. Варламов, В. Н. Давыдов, М. Г. Савина и многие
другие. В апреле 1899 в Петербурге игра В. В. Андреева была записана фирмой
Gramophone Company Ltd (Berliner Records). Он исполнил на балалайке соло
"Мазурку №3", марш "Воспоминания о Париже", русскую плясовую "Барыня". В 1899 в
Петербурге издан "Самоучитель игры на балалайке В. В. Андреева и В. Т.
Насонова". Последнее выступление В. В. Андреева как солиста на балалайке
состоялось в Париже 3 июля 1900. В 1897 газеты сообщали: "выпустил в свет в
издании музыкального магазина Н. Х. Давингоф русскую песню "Всю да я вселенную
проехал", записанную им в Тверской губернии и песню собственного сочинения на
слова Н. Огарева "Былое на Волге", посвященную им Н. Н. Фигнер". (Петербургский
листок // 1897, №155, 9 июня). Композиторское наследие В. В. Андреева
насчитывает около 40 произведений для балалайки и фортепиано. Среди них: 16
вальсов ("Балалайка", "Каприз", "Фавн", "Воспоминание о Гатчине", "Метеор",
"Грезы"), 3 марша, 4 мазурки, 2 полонеза, 4 разнохарактерные пьесы "Пляска
скоморохов", "Ноктюрн", Румынская песня и Чардаш, Колыбельная, 4 вокальных
сочинения, обработки народных песен для ансамбля балалаек, оркестра,
пятиклавишной гармошки. Тема Санкт-Петербурга нашла отражение в его вальсах "На
Неве", "Воспоминание о Гатчине", марше "Санкт-Петербург" и "Сводногвардейском"
марше. Публицистическая деятельность В. В. Андреева была направлена на
преодоление вековых предрассудков против балалайки, обоснование идеи созданного
им самобытного оркестра. Очерки, письма в редакцию, интервью В. В. Андреева
публиковали периодические петербургские издания: "Санкт-Петербургские ведомости"
(1896,1897), "Петербургская газета" (1898, 1907), "Россия" (1899), "Новое время"
(1902), "Петербургский
листок" (1908, 1911), "Вечернее время" (1912), "Обозрение театров" (1915,
1917), студенческий вестник "Весенние воды" (1915, 1916). В петербургской печати
о деятельности В. В. Андреева и его оркестра с 1886 по 1918 помещены более
тысячи статей, рецензий, заметок. "С Высочайшего соизволения, а Императорском
Мариинском театре 2-го апреля [1913] состоялся концерт по случаю 25-летнего
юбилея музыкально-артистической деятельности учредителя оркестра и заведующего
штатом преподавателей народной музыки в войсках гвардии и петербургского
военного округа [В. В. Андреева]. К началу концерта в театр изволил прибыть и
проследовать в Царскую боковую ложу Его Величество Государь Император с Их
Императорским Высочеством Августейшими дочерьми Великими княжнами Ольгой
Николаевной и Марией Николаевной…. В антракте В. В. Андреев был приглашен в
Царскую ложу, где Государь Император удостоил юбиляра милостливым разговором,
передал ему собственноручно золотой портсигар, покрытый синей эмалью, с
государственным гербом, усыпанный бриллиантами". (Петербургский листок // 1913,
№92, 4 апреля). В юбилейном концерте выступила известная исполнительница русских
песен Н. В. Плевицкая, оперные певцы П. З. Андреев и М. Г. Валицкая. Юбиляра
поздравили Ф. И. Шаляпин, И. Е. Ершов, Н. Н. Фигнер, многочисленные делегации,
ценные подарки вручены от Э. Л. Нобеля, А. Беккера, братьев Дидерикс и т. д. 3
апреля 1913 юбилейная программа была повторена в зале Дворянского собрания.
Среди гостей концерта был А. К. Глазунов. В адрес юбиляра пришло свыше 500
телеграмм. Его поздравили С. Бернар, Р. Леонкавалло, А. Никиш, К. Сен-Санс, А.
Тосканини, Л. С. Ауэр, А. К. Глазунов, А. М. Горький, А. И. Куприн, С. А.
Кусевицкий. В 1905 В. В. Андреев, постоянно работая над идеей распространения
воссозданных им народных инструментов и подготовке инструкторов, создает "Устав
общедоступных курсов игры на народных инструментах и хорового пения в
Санкт-Петербурге". Учреждает "Общество распространения игры на народных
инструментах и хорового пения". В первом собрании "Общества" в марте 1916
участвовали Ф. И. Шаляпин, А. С. Танеев, академик Н. К. Рерих. В. В. Андреев
работает над проектом создания в Петербурге "Дома народной музыки".
Организовывает музыкальные курсы по подготовке инструкторов-педагогов: 1913 -
для учащихся железнодорожных училищ, 1915 и 1916 - для сельских учителей.
Выступает с докладами. "18 декабря 1916 года на съезде директоров народных
училищ, в зале 2-ой гимназии Императора Александра I состоялся доклад солиста
его Величества В. В. Андреева - "О значении Великорусского оркестра для народа".
Аудитория стоя приветствовала докладчика. 6 января 1917 года доклад был прочтен
в зале гимназии Цесаревича Алексея Николаевича для участников съезда по делам
учительских семинарий в присутствии министра просвещения Н. К. Кульчицкого".
(Вешние воды // т.XIX, 1917, С. 196-198). Концерт 10 ноября 1918, во время
поездки оркестра на Северный фронт на станции Няндома стал для В.В. Андреева
последним. Он простудился во время выступления и заболел. В начале декабря, по
возвращению оркестра в Петроград, В. В. Андреева прямо с вокзала отвезли на
санитарном автомобиле в придворный госпиталь (больницу им. Софьи Перовской), где
он скончался в ночь с 25 на 26 декабря 1918 г. На отпевании В. В. Андреева
присутствовал Ф. И. Шаляпин. Похоронен В. В. Андреев в Александро-Невской лавре.
В Петербурге установлены мемориальные доски на площади Островского, дом №7, и на
Набережной реки Мойки дом 64, где в квартире №30 с 1912 по 1918 жил В. В.
Андреев. Награды, звания, чины: "Почетный член Французской Академии изящных
искусств", Орден Palmes Akademiques (1892), Орден Святого Станислава 3-ей
степени (1898), Орден Почетного легиона (1900), Золотая медаль Всемирной
выставки в Париже (1900), Солист его Императорского величества (1914);
коллежский асессор (1907), надворный советник (1913).
   
С о ч.: Вальсы / Сост. А. Лачинов, Н. Бекназаров.// М., 1955; "Гусли
звончаты", введение в Великорусский оркестр. // "Вешние воды", 1915, т.VII;
Избранные произведения для балалайки и фортепиано // М., 1983; К вопросу о
русской народной музыке. (Письмо в редакцию) // "Россия", 1899, №190, 4 ноября;
О Великорусском оркестре. // "Новое время" 1902, №9422, 29 мая; О русских
народных инструментах // "Санкт-Петербургские ведомости", 1896, №354, 24
декабря, 1897, №10, 11 января; Справочник или краткое руководство для
оборудования Великорусского оркестра. С рисунками и чертежами. // Петроград,
1916; Школа для балалайки с приложением песен, аранжированных для пяти балалаек.
// СПб., 1894;
   
Л и т.: В. В. Андреев. Материалы и документы /Сот. Б. Б. Грановский. М.
1986; Баранов Ю. Е. Василий Андреев // Тверь. 2001; Имханицкий М. И. У истоков
русской народной оркестровой культуры // М. 1987; Создатель Великорусского
оркестра В. В. Андреев в зеркале русской прессы (1888-1917) / Ред.-сост. А.В.
Тихонов. СПб., 1998; Соколов Ф. В. В. В. Андреев и его оркестр // Л., 1962.
   
   
В.И. Акулович
|