Александр Борисович Шалов (1927-2001)
30 ноября 2001 года в Санкт-Петербурге ушел из жизни один из самых прославленных
музыкантов России, пропагандист отечественной культуры Александр Борисович
Шалов.
   
В жизни петербургской исполнительской школы дописана еще одна страница истории,
связанная с поколением, заложившим основу высшего музыкального образования по
народным инструментам в Ленинградской (Санкт-Петербургской) консерватории. Три
самых известных петербургских музыканта - народника: Петр Иванович Говорушко,
Иван Иванович Шитенков и Александр Борисович Шалов покинули нас в последние
годы.
   
Неповторимый талант Александра Борисовича Шалова поставил его в первый ряд
прославленных музыкантов России. Имя его пользовалось огромной известностью и
уважением, прежде всего, как автора выдающихся обработок русских народных песен
и романсов. Их популярность шла от необыкновенной сердечности, глубины ощущения
русского мелоса, естественности звучания балалайки. Слушая обработки А. Шалова,
не перестаешь поражаться, сколько удивительных образов рождается от талантливого
прикосновения к такому на первый взгляд бесхитростному инструменту, как
балалайка. Его лучшие обработки - это лирические, протяжные русские песни,
городской романс: - "Винят меня в народе", "Не корите меня, не браните", "Кольцо
души-девицы", "Ах, не лист осенний". Звучание балалайки в них обладает
замечательным свойством вызывать душевный отклик в сердцах слушающих ее, и в
тоже время, она всегда неожиданна в свежести интонации гармонии, восхитительном
плетении голосов. Обработкам А.Б. Шалова, этим концертным фантазиям для
балалайки присущи, как теплота и душевность, так и изысканная салонность, наряду
с академизмом и эмоциональной сдержанностью. Этим качествам музыкального
мышления способствовали его окружение и учителя: Павел Иванович Нечепоренко в
музыкальном училище им. М.П. Мусоргского, где с 1947 года учился Александр
Шалов, а также Борис Сергеевич Трояновский, которому П. Нечепоренко показывал
своих учеников - А. Шалова и Л. Самсонова-Роговицкого. А. Шалов вспоминает: "мы
частенько бывали у Б.С. Трояновского, сердитый, молчаливый старик, я для него
играл "Испанский танец" Де Фальи. Мы приходили, чтобы увидеть Б. Трояновского,
для нас это было недосягаемое счастье". Учителями А. Шалова в институте им.
Гнесиных были Александр Сергеевич Илюхин и Михаил Федорович Рожков. С 1949 года
А.Б.Шалов - музыкант оркестра им. Андреева, куда он пришел по приглашению
дирижера Авенира Васильевича Михайлова, который и вдохновил его на обработку
русской народной песни "Что-то звон". Она стала первым оркестровым опусом А.Б.
Шалова. Александр Борисович рассказывает: "Я сам сделал инструментовку и
расписал партии. Страшно волновался, что моя музыка звучала, а оркестр тепло
воспринял это произведение. По этому так неожиданно для меня было предложение
заполнить документы на получение еще и гонорара".
   
В оркестре им. В.В. Андреева зародился дуэт балалаек А. Шалов и Л.
Самсонов-Роговицкий, и именно для него А. Шалов стал создавать репертуар и
писать свои новые сочинения. Почти два десятилетия вел активную творческую жизнь
дуэт балалаек, выступая с оркестром им. В. Андреева на самых престижных
концертных площадках Ленинграда. Сохранились записи на радио, телевидении,
пластинка. Дуэт распался после кончины Л. Самсонова-Роговицкого. А. Шалов в
одной из бесед сказал: "Я пробовал играть с другими музыкантами, но радости
совместного музицирования уже не получалось". В начале 70-х годов А. Шалов
участвует как солист, в премьере "Праздничной музыки для балалайки, ложек и
симфонического оркестра" С.М. Слонимского, затем это сочинение неоднократно и с
большим успехом исполнял ученик А.Б. Шалова Михаил Данилов.
   
Сорок лет отдал Александр Борисович Шалов педагогической работе в Ленинградской
консерватории, куда он был приглашен в 1960 году на создававшуюся кафедру
русских народных инструментов, которая стала для него главным делом всей
творческой жизни. Заведующий кафедрой, Заслуженный деятель искусств России,
профессор - все это будет потом, а тогда - создание учебного плана, методических
разработок, учебных программ - все это происходило при активном участии
Александра Борисовича. Итогом исполнительского и педагогического опыта стала его
книга "Основы игры на балалайке. Методические записки", вышедшая в 1970 году и
задуманная как учебное пособие для преподавателей. Сам А. Шалов говорил, что он
"отдал этой работе над книгой три года, и в ней были раскрыты тонкости игры на
балалайке".
   
За четыре десятилетия А.Б. Шаловым воспитано немало талантливых музыкантов, это
признанные мастера и артисты, работающие по всей России и за рубежом. В одной из
радиопередач он перечислил их имена: Павел Забродин, Михаил Бурдин, Михаил
Данилов, Александр Денисенко, Михаил Сенчуров, и многие другие. Есть среди них
Заслуженные артисты России, профессора и доценты, лауреаты конкурсов всех
рангов.
   
Среди любимых учеников профессора А.Б. Шалова были Заслуженные артисты России, в
разные годы заведующие кафедрой народных инструментов Петербургской
консерватории Михаил Данилов и Михаил Сенчуров - талантливые балалаечники и
неподражаемые исполнители обработок своего учителя.
   
"Михаил Данилов - творческий, одаренный музыкант эстрадного плана. Обладал
бесподобным звуком на тремоло и вибрато",- так говорил о нем А. Шалов. В его
исполнении "Темно-вишневая шаль", "Не корите меня, не браните", "Гори, гори, моя
звезда" вызывали похвалу Учителя. А про Михаила Сенчурова А. Б. Шалов говорил: "
Он один из лучших исполнителей моих обработок, академист с большой буквы". М.
Сенчуров был первым исполнителем многих обработок А. Шалова: "В деревне было
Ольховке", "Уж я ли молода", а также цикла из девяти пьес "Аленкины игрушки" с
оркестром им. В. Андреева.
   
Творческим достижением Александра Шалова стал ансамбль "Русская балалайка",
созданный им в конце 60-х годов из учеников класса в консерватории. Эта работа
стала продолжением ансамблевого творчества А.Б. Шалова, были созданы новые
композиции, а результатом всего стала вышедшая пластинка ансамбля "Русская
балалайка" и присвоение ансамблю звания Дипломанта Всероссийского конкурса
артистов эстрады.
   
Имя Александра Шалова очень популярно за рубежом в тех странах, где есть
исполнители на русских народных инструментах, где звучит балалайка и русская
музыка. Его 60-летний юбилей отмечали в балалаечном оркестре в Японии в городе
Токио. Фотографию японского балалаечного оркестра с плакатом "Шалову-60 лет"
как-то привез ему Михаил Данилов. А сам он перечисляет имена зарубежных
исполнителей, которые консультировались у профессора А. Шалова, были с ним в
дружеских отношениях: "Это Цутома Китагава (Япония), Бибс Эккель(Англия),
Николай Кедров, Михаил Макаренко, Георгий Свистунов(Франция), Николай Цветнов
(Швеция), Анреас Гердт (Германия).
   
Последние годы жизни Александра Борисовича были отмечены особым вниманием к
фигуре этого выдающегося музыканта. Его постоянно приглашали на роль
председателя и члена жюри различных всероссийских и международных конкурсов.
   
Праздничными концертами был отмечен его 70-летний юбилей, а на петербургском
радио была подготовлена целая серия (из девяти передач, редактор - И. Смирнова),
которые шли в течение года. Материалы интервью используются в тексте данной
статьи.
   
Мне приходилось не единожды наблюдать, как вставал зал, приветствуя
петербургского патриарха балалайки.
   
Очень трогательное внимание оказали ему французские исполнители на балалайке
Михаил Макаренко и Генеральный консул республики Франция в Санкт-Петербурге
господин А. Кельчевский, пригласив его с дочерью погостить во Франции. О
времени, проведенном во Франции, Александр Борисович рассказывал с особой
теплотой и доброй улыбкой. И было радостно видеть, что его труды, отданные
своему любимому музыкальному инструменту, рыцарское служение русской народной
музыке принесло А.Б. Шалову всемирную славу и снискало любовь тысяч слушателей.
   
Общественным признанием заслуг Александра Борисовича Шалова стало присуждение
ему звания Лауреата "Золотой книги Санкт-Петербурга" за вклад в сохранение и
приумножение культуры народа.
   
Александр Борисович Шалов - крупная личность, талантливый во всем - и в области
общения, и сфере музыкальной общественной деятельности.
   
А для нас петербуржцев, как завещание звучат его слова, сказанные после одного
из концертов в Капелле. Проезжая по Миллионной улице, он полусерьезно, полушутя
сказал, показывая на один из домов: - "До войны мы долго жили в этом доме, здесь
должна быть мемориальная доска". Так, наверное, и должно быть.
   
   
Профессор Санкт-Петербургского Государственного Университета культуры и
искусств, Заслуженный деятель культуры РФ, В.И. Акулович
|